Американские инженеры подготовили новейшую технологию нанесения покрытия на металл, которое самовосстанавливается за несколько секунд при царапинах, сколах или трещинах. Наблюдается предотвращение трансформации этих крошечных дефектов в локальный коррозионный процесс.
Достаточно сложно представить, что крошечная трещина может повредить огромную металлическую конструкцию. Однако, опоры мостов и трубопроводные магистрали разрушаются, а фюзеляжи отрываются от самолетов из-за трудно обнаруживаемой коррозии в мелких царапинах и вмятинах.
Команда Университета Нортуэстерн (США) разработала новое покрытие для металлических деталей. Запатентованная структура профессора Хуаня легко течет и снова останавливается, чтобы быстро «затянуться» прямо на глазах. Исследователи показали, что материал может «заживать» многократно – даже после того, как он одно и то же место будет поцарапано почти 200 раз подряд.
Исследование было опубликовано 28 января 2019 года в журнале Research. В то время, как несколько самовосстанавливающихся материалов уже существуют, эти системы обычно способны бороться с нано- и микро- дефектами. Чтобы разработать покрытие, которое могло бы «излечить» более крупные царапины в миллиметровом масштабе, Хуань и его команда искали жидкость.
Но обычные маслянистые вещества слишком текучие, отметил Хуань. Поэтому ему и его команде нужно было разработать систему с полярными свойствами: достаточно текучую, чтобы течь автоматически, но не настолько, чтобы она стекала с поверхности металла полностью.
Команда выполнила задачу, создав сеть легких частиц – в данном случае графеновых капсул – для сгущения масла. Сеть фиксирует масляное покрытие, предохраняя его от появления капель. Но когда сеть повреждена трещинами или царапинами, масло высвобождается для быстрого слива и повторного застывания.
Покрытие хорошо прилипает – даже под водой и в агрессивных химических средах, таких как кислотные ванны. Профессор Хуань считает, что его можно использовать на опорах мостов и суднах, которые постоянно погружены под воду, а также на металлических конструкциях вблизи протекающих или разлитых высококоррозионных жидкостей. Покрытие также может выдерживать сильную турбулентность и прилипать к острым углам, не сдвигаясь.